Мировые новости Православия

Православный календарь

Календарь

С чем ассоциируется у современного человека слово "язычество"? Наверное, чаще всего с многобожием и какими-нибудь жертвоприношениями. Иногда с шаманами и (или) древними греками. В общем, экзотика. Для некоторых может оказаться совершенной новостью, что само слово "язычество" происходит от славянского "язык", т.е. народ. Соответственно, язычество, - это религия, придуманная народом, родившаяся в его недрах, "народничество". Псалмопевец Давид прямо говорит, что "… все боги народов - идолы" (Пс.95,5). По-славянски эта фраза звучит ещё жестче: "Вси бози язык - бесове".

В отличие от истины богооткровения язычество заменило "истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца" (Рим.1,25). Но, было бы наивно предполагать, что язычество ограничивается теми или иными верами, обрядами и даже временами. Ведь язычество это, по-сути своей, не столько те или иные обряды или ритуалы (пусть даже и весьма страшные), сколько образ мысли, менталитет. Поэтому мало просто назвать себя православным, необходимо избавиться от психологии язычника, которая абсолютно всем нам в какой-то мере свойственна. Ведь из Библии нам известно, что грехопадение первых людей это не просто "плохой поступок", через грех изменилась сама природа человеческая. Образ мыслей, желания, дух, душа, тело - всё потерпело страшную катастрофу и каждый из нас несет в себе последствия этой катастрофы. Для начала вспомним, в чем заключалась суть грехопадения. Человек, вместо тяжелой внутренней работы, целью которой было уподобление Богу, предпочел путь магии. "Будете как боги" (Быт.3,5) пообещал змей первым людям, когда совращал на грех. "К чему трудиться, когда можно получить всё задаром, Бог зол и завистлив, поэтому и запретил вкушать плодов от древа познания добра и зла", - вот оно нехитрое, но соблазнительное языческое богословие, которое предложил диавол человеку. Адам и Ева соблазнились и пали, но точно тот же соблазн стоит перед каждым из нас, вроде бы православных людей. Взять хотя бы, распространённое ныне у многих желание быстрого духовного роста, без настоящей внутренней работы (прощения обид, терпения замечаний и колкостей, гадостей от близких), магически, автоматически, только потому, что я исполняю те или иные предписания и правила: исповедуюсь, причащаюсь, вкушаю святыню, пощусь, молюсь и т.п. А разве не соблазн язычества представлять себе Бога как грозного Судью и чуть ли не полицейского с дубинкой, который наказывает за любые проступки и в конце концов ищет за что тебя отправить в геенну. Как может человек захотеть пойти к такому Богу? Непонятно… Понятно, к сожалению, другое: как человек будет вести себя со своей семьей и со своими близкими, если он пытается подражать такому Богу. Как нередко можно заметить в самом себе, что твои интересы и желания сосредоточены вовсе не на Боге и желании небесного, а сосредоточены они, как у обычного язычника, на стремлении к земным благам и процветанию, которого нам Господь в Евангелии никогда не обещал. Ведь именно это принципиально отличает православие от язычества, вектор движения к Богу и небу или всё-таки к земле и своим интересам. Язычник хочет взять от Бога счастья и убежать, потому что сам Бог ему не нужен, да и не интересен. Православие же говорит, что невозможно получить счастье помимо Бога, что сам Бог только и является счастьем, язычник же земное счастье делает богом, т.е. всё также "служит твари вместо Творца". Язычество пытается устроиться здесь, на земле, православие об этом и не думает (хотя Бог, безусловно, этого не лишает). Другой стороной проблемы, является, язычество в православии в своем неприкрытом виде. Уровень образования наших прихожан, оставляет желать много лучшего, причем некоторые умудряются своей необразованностью ещё и гордиться. Опрос, проведенный среди москвичей социологическим центром МГУ, показал, что "в гороскопы верят 26% православных. Среди христиан верят в колдовство, порчу и дурной глаз - 47%, в спиритизм 18%. Стоит обратить внимание на то, что если в колдовство верят 47% христиан, то в дьявола только 32%. Более того, распространенность веры в колдовство среди верующих прямо пропорциональна частоте посещения ими церкви. Так, численность верящих в колдовство, порчу, дурной глаз почти одинаково среди посещающих церковь еженедельно (54%), 2-3 раза в месяц (59%), 1 раз в месяц (50%), 2<-5 раза в полгода (54%); снижается она только среди посещающих церковь довольно редко 1 раз в полгода и 1 раз в год (соответственно 41% и 40%), еще ниже становится среди тех, кто вообще не посещает церковь (31%), хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Верящих в астрологию, гороскопы также максимальное и почти неизменное число среди наиболее частых прихожан: среди посещающих церковь еженедельно 34%; 2-3 раза в месяц 39%, 1 раз в месяц 34%. Среди тех, кто не ходит в церковь, верящих в предсказания астрологов вдвое меньше 16%. Тот факт, что распространенность суеверий и оккультизма среди верующих прогрессирует по мере увеличения частоты посещения ими церкви, свидетельствует о слабом влиянии духовенства даже на постоянных прихожан, которые выходят из храма с теми же заблуждениями, что и пришли". Почти во всех языческих верованиях присутствует знание о том, что Бог один, но, по тем или иным причинам люди либо не хотят, либо не могут к нему обращаться (Бог жесток, Ему нет до нас дела, Он нас не слышит и т.д.). Нередко с такой психологией живут и некоторые наши прихожане. Достаточно посмотреть, кому чаще других человек читает каноны и акафисты, да и вообще молится - Господу Иисусу Христу или святым, а то ещё и каким-нибудь непрославленным "старчикам". Конечно, почитание святых не только обязанность, но и радость каждого православного, тем не менее, мы должны правильно расставлять акценты в своей духовной и молитвенной жизни. Кстати, этому нас учит…утреннее и вечернее молитвенное правило, достаточно посчитать, сколько молитв там отводится Богу, а, сколько Богородице, святым и ангелу-хранителю. Отношение к святыням тоже нередко соседствует у некоторых с самым обычным язычеством, приобретая оттенок скорее магии, нежели покаяния и веры. Святыня превращается в фетиш, который просто обязан помочь. Касается это нередко и самой главной святыни - Причастия. "Я исповедуюсь и причащаюсь = Я становлюсь лучше и спасаюсь". Вот формула, которой иные нередко руководствуются в духовной жизни. Стоит напомнить, что ставить здесь знак равенства - грубая ошибка. То, что я участвую в церковных Таинствах, призвано лишь помочь становлению моей души во Христе, а признак этого становления - смирение от видения себя и своих грехов. Причём выражается это смирение вполне конкретно - в отношениях со своими близкими и, прежде всего, в семье. Если я не первый год исповедуюсь и причащаюсь, но так и не научился терпеть малейших замечаний от своих домашних (не важно церковных или нет), то стоит всерьез задуматься, в какую меру я даю возможность этой святыне во мне действовать и о той цели, ради которой я этой святыне причащаюсь. Понятно, что, наверное, в каждом из нас живёт и христианин и язычник, но уж, коль скоро мы это знаем, то должны постараться язычество свое не только заметить, но и искоренять, потому что "раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лук.12:47-48)".

иерей Роман Матюков

Пользователи
17
Материалы
367
Кол-во просмотров материалов
321427